Может кому пригодится. Не всегда просто понять что происходит в системе охлаждения, как работает помпа основная и дополнительная. Чтобы как то подглядеть в это дело сделал вот такую простую штуку.
На всем известную схему с тройниками ставим дистанционную проставку в которой будет скапливаться воздух из системы, сверху кран Маевского. С крана убираем пластиковую вставку и открывается штуцер на который плотно надевается пластиковая прозрачная трубка. Грани открывающего болта врезаются в пластик и позволяют открывать кран за саму трубку -удобно. Сверху трубки пробка опциональна и для работы ее нужно снимать.
Что дает:
1. Если в системе есть воздух со временем он будет собираться в дистанционной проставке как в ловушку - можно в любой момент открыть кран и посмотреть сколько его там. Например после замены жижи или если есть подозрения на подсос воздуха или прокладку ГБЦ.
2. При включении доп.помпы или двигателя, и открытии крана Маевского увидим рост столбика жидкости, по скорости роста столбика можно понять относительную скорость жидкости в системе. Отверстие крана Маевского совсем небольшое поэтому скорость роста в десятки раз меньше скорости самой жидкости - брызгаться не будет. Но если жидкость стоит на месте, уровень в норме, а воздух вышел - похоже привет помпе. На разных оборотах двигателя скорость помпы разная, соответственно видим корреляцию.
3. При остановке помпы жидкость из трубки уходит обратно в систему.
В конце лучше не забывать закрыть кран
Всем удачи